Виды эмали
Прозрачные, или сквозные, эмали – такими эмалями покрываются изделия из серебра и золота. Покрытые эмалью гладкие или гравированные участки металла, просвечивая через эмаль, дополняются его блеском и окраской. Прозрачные эмали обладают сильным блеском, чистым глубоким цветом, играют и переливаются на резном фоне металла.Глухие (или опаковые) непрозрачные эмали - применяются в основном на меди, а также и на других металлах. Их декоративные достоинства заключаются в яркости цвета, превосходящей прозрачные эмали; блеске, сочности окрасок, в контрастах открытых частей металла с цветом эмалей.
Просвечивающие, или опаловые, эмали совмещают в себе до известной степени качества первых двух. В зависимости от угла падающего света такая эмаль кажется то сквозной (просвечивающей), то глухой с разнообразной игрой цвета и переливами, напоминающими густой опал. Эмали - это обыкновенные легкоплавкие стекла с температурой плавления более низкой, чем температура плавления (или даже размягчения и деформации) тех металлов, на которые они наносятся. Обычно для получения цветных прозрачных (или глухих непрозрачных) эмалей сначала готовят основной сплав - флюс, а затем к этому бесцветному сплаву добавляют различные красители и вновь переплавляют.
По технике исполнения можно выделить следующие виды эмалей:
Выемчатые: а) по резьбе (гравировке); б) по литью; в) по чеканке; г) по штамповке.
Браслет в технике "кундан", выемчатая эмаль.
Перегородчатые: а) перегородки из листа; б) перегородки из проволоки; в) эмаль по скани; г) оконные.
Брошь в технике ар-деко, перегородчатая эмаль.
Сплошные: а) с накладками из металла; б) рельефные (просвечивающие и рельефные): в) расписные и живописные.
Сплошная эмаль, сумочка от Алоисии Ручеллаи.
Сам термин "эмаль" (или "эмалирование") распространился сравнительно недавно, в конце XIX в. Он принесен из Западной Европы, точнее из Франции, и быстро вытеснил старый термин греческого происхождения - финифть (светлый, или блестящий, камень). Термин "финифть" пришел на Русь в X-XII вв. из Византии. Первые наши летописцы писали "финифть" или "финипт". В древнерусских "мастеровниках" (описях) XII в. эмалевые изделия иногда называли мусия. Мусия - это собственно смальтовая мозаика, несколько напоминавшая по внешнему виду древние византийские финифти, привозимые в Россию. Как современный англоязычный термин также используют cloisonne или vitreous enamel. На Востоке тоже ценили эмаль, клуазоне использовали и в украшениях китайских императоров, и на вазах династии Минь. На Руси после некоторого периода забвения эмаль пережила расцвет благодаря Фаберже и его эмальерам. В советское время этот вид ювелирного искусства был слабо популярен и недорог, эмаль использовали больше для посуды и предметов обихода, чем для ювелирных украшений. В последние пару десятилетий эмаль снова входит в моду, я ранее показывала часовые коллекции с эмалью, на мой взгляд очень красиво и изысканно. Сейчас есть своеременные недорогие составы эмали, так что она доступна и в бижутерии, и в серебряных украшениях.
Есть редкие виды эмали: шиппо, мусэн, японское клуазоне, очень красивая живопись по эмали, когда выпуклой эмалью пишут по полупрозрачному эмалевому же фону.
Вот, насладитесь немножко картинками:
Комментариев нет:
Отправить комментарий